«Эргырон» встречает весну!
Государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» вновь спешит к своим зрителям, чтобы вместе с ними встретить весну новой программой «Люди Севера».
Концертная программа, которую подготовили артисты ансамбля, отличается от остальных необычным форматом. Она состоит из нескольких блоков, куда вошли ритуальные танцы северного народа с участием детей группы преемственности, национальные песни, зажигательные номера, посвященные Свету, Солнцу и Любви.
Люди Севера согреют жителей Анадыря своим теплом и щедро одарят хорошим настроением.
Зрителей, заполнивших зал Дворца народного творчества в минувшую субботу, наверное, в очень большой степени привело сюда любопытство и любовь к именитым землякам. Чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» давал театральный спектакль «Дочь Пурги».
Как справятся артисты с поставленной задачей?
Новый проект коллектива требовал от них проявления не только хореографического, но и чисто актерского мастерства.
Режиссер-постановщик Сергей Пантелейчук определил жанр как шаманскую легенду. Эпический характер проявляется с первого эпизода. Шаман (заслуженный артист России Василий Кевкей), по сути, представляет героев легенды, беря поочередно в руки фигурки, вырезанные из клыка моржа. Одновременно возле яранги высвечиваются герои, как бы возникающие в воображении Шамана. Его тяжелые думы обращены к судьбе молодого сородича Кэленкеу (Тимофей Тымневье) и девушки Тыркынэ (Юлия Тимонина) из другого рода. Они — дети одного отца от разных женщин. Пока их связывает только дружба, которая вот-вот может перерасти в иное чувство.
Внезапно в яранге появляется давно ушедший из рода отец юноши и девушки Кэле (Дмитрий Нутэнэут). Он хочет вернуться в род, но не знает, как это сделать. Шаман совершает обряд очищения и рассказывает Кэле о ситуации, в которой оказались его дети. Возникает план помочь им преодолеть конфликт, разыграв на празднике Солнца легенду, где участниками будут все члены рода.
Такое действо разыгрывается на протяжении всего спектакля. В его основе извечная тема борьбы Добра и Зла. Злые силы в лице Пурги (Лиля Омрытагина) и ее дочери (Наталья Гайфуллина) пытаются унести Кэленкеу в царство мертвых и свое ледяное царство, где по легенде уже находится его отец. Ослепленный кажущейся любовью к Дочери Пурги, юноша чуть было не попадает во власти ее чар. Но с помощью Шамана и волшебного талисмана преодолевает все невзгоды и вместе с отцом возвращается в стойбище. Вот вкратце весь сюжет спектакля.
Актерам было, безусловно, сложно выступать в новом качестве. Даже наличие радиомикрофонов не снимало сложной задачи выразительного донесения до публики текста. Но артисты «Эрыгрона» с этой задачей справились. Спектакль состоял из 16 эпизодов, насыщенных танцами, эффектами. Перед художником-постановщиком стояла задача воспроизвести образными средствами быт чукотского стойбища, ледяное царство Пурги. В это органично влились танцевальные номера в постановке балетмейстера Филиппа Черкасова. Зрители привыкли к тому, что артисты «Эрыгрона» танцуют профессионально, но их обращение к театральному жанру, судя по отзывам, не все поняли.
На мой взгляд, поиск новых форм коллективом надо приветствовать. Это большой шаг вперед, и творческий подъем, и искания артистов. Спектакль готовился в ускоренном режиме, артистам нужно было буквально дневать и ночевать на репетициях. Отсюда, быть может, и некоторые погрешности. Но кто знает? Театр — искусство синтетическое. В нем допустимы любые формы. Возможно, это первые шаги «Эргырона» к расширению своих жанровых возможностей. Пришедшие этим вечером в ЧОДНТ зрители наградили артистов бурными аплодисментами за буквально завораживающее действо.
По окончании спектакля постановщики вышли на сцену и по очереди обратились к артистам и зрителям.
- Я хочу выразить свое восхищение людьми, которые в этих суровых условиях не только выживают, но и творят, — сказал режиссер — постановщик Сергей Пантелейчук. — Только благодаря им стала возможной такая постановка.
- Вы очень самоотверженные люди, — обратился к артистам балетмейстер Филипп Черкасов. — Спасибо вам за работу.
Приятно, что переполненный зал на различных концертах и спектаклях в окружной столице становится нормой, а спектакль можно считать новым вкладом в возрождение и развитие театрального жанра на Чукотке.
1-й эпизод. Шаман погружен в тяжкие думы о судьбах своего молодого сородича и девушки из другого рода. Хоть они из разных родов, но у них один отец. Юношу и девушку связывает дружба, которая вот-вот может перерасти в иное чувство. Об этих переменах молодые люди даже не догадываются.
2-й эпизод. Вдруг в яранге Шамана появляется очень давно ушедший из рода мужчина. Это Кэле — отец юноши и девушки. Он хочет снова вернуться в род и ждет приговора Шамана. Шаман совершает обряд очищения и рассказывает Кэле о ситуации, в которой оказались его дети. Шаман берется помочь разрешить конфликт. Он предлагает разыграть на празднике Солнца древнюю легенду, и в этой игре примут участие все члены рода.
3-й эпизод. Начинается праздник. Собравшиеся сородичи, словно соревнуются друг с другом в танце. Неожиданно врываются матери юноши и девушки и выдергивают своих детей из круга танцующих. С большим трудом, только пригрозив наказанием, Шаман сумел остановить свару. После «обряда камлания» он объявляет: чтобы предотвратить последствия свары, нужно разыграть легенду о Дочери Пурги. Кэле раздает маски.
4-й эпизод. Шаман начинает игру. Под ритмические удары чукотского бубна-ярара, создающие особое настроение и задающие ритм, Шаман посвящает зрителей и участников игры в сюжет легенды.
5-й эпизод. Тундра. Юноша Кэленкэу пришел в условленное место, чтобы опять повстречаться с Дочерью Пурги — чаровницей колдовской красоты. Она является на его зов в сопровождении свиты из ветров со всех четырех сторон света.
6-й эпизод. Дочь Пурги обещает зачарованному юноше забрать его с собой в волшебную страну. А до той поры усыпляет и замораживает Кэленкэу, но при этом не может рассчитать силу своих заклинаний.
7-й эпизод. Появляется странное и страшное существо — Мать Пурга. Она хочет вразумить и остановить дочь. Но своенравная и самовлюбленная девица не уступает матери. Убеждает Дочь Пурги лишь напоминание о том, как опасно тепло Солнца для красоты принцессы стужи. Бросив замерзшего Кэленкэу посреди тундры, Пурга и ее дочь улетают.
8-й эпизод. В Тиркынэ (сводной сестре Кэленкэу) просыпается любовь. Она идет в тундру искать названного брата. Обнаружив неподвижное тело, Тиркынэ отгоняет от него бесов-келетов силою танца и гримасами-заклинаниями, а затем пробуждает юношу. Однако всеми помыслами Кэленкэу завладела Дочь Пурги.
9-й эпизод. Кзленкэу спит в яранге своей матери Айнайт. Приходит Шаман и будит юношу. С помощью волшебного ярара Шаман открывает юноше истинные намерения Дочери Пурги и тайну исчезновения его отца — он также заморожен Дочерью Пурги.
Парень решает спасти отца. Шаман не в силах остановить порыв юного сердца. Он дает Кэленкэу амулет — кожаный нож. Появляется Тиркынэ и тоже пытается остановить возлюбленного, но ее просьбы приводят лишь к ссоре. Кэленкэу уходит.
10-й эпизод. Кэленкэу вновь призывает Дочь Пурги. Ледяная принцесса, не взирая на предупреждения матери, уносит юношу в свое царство холода.
11-й эпизод. Морозно-снежное царство Пурги. Его главное украшение — ледяная статуя отца Кэленкэу. Дочь Пурги безуспешно пытается заморозить и отважного парня, но его охраняет амулет. Разъяренная хозяйка ледяной страны зовет на помощь своих слуг.
12-й эпизод. Танец смерти. Дочь Пурги колдует, ворожит, изо всех сил ей помогают ее прислужники бесы-келеты и подневольные ветры, но все усилия ледяной армии тщетны. Кэленкэу остается невредим.
13-й эпизод. Дочь Пурги выбилась из сил, ей приходится отступить. Она исчезает, пригрозив позвать на помощь Мать-Пургу.
14-й эпизод. С помощью своего волшебного амулета Кэленкэу спасет отца, который просидел замороженным 18 лет. Но все его мысли, по-прежнему, занимает лишь Дочь Пурги. Она легка на помине и появляется вместе с Матерью Пургой. В этой последней битве Кэленкэу жертвует собой, стиснув Дочь Пурги в своих объятиях: он знает, что тепло человеческого тела для нее губительно. Кэленкэу тоже мог бы погибнуть, но его опять защищает амулет, вовремя подхваченный его отцом. Бесы- келеты уносят побежденную ледяную принцессу.
15-й эпизод. Спасенный из ледяного плена отец мгновенно стареет, внезапно наваливаются болезни, он теряет силы и не может больше идти. Кэленкэу напоминает ему о тех, кто его ждет и вручает амулет. И вновь волшебный предмет помогает нашим героям. К отцу возвращаются силы. Радуясь спасению, отец и сын, незаметно для самих себя оказываются возле родных яранг. Их встречают Айнайт, Шаман и Тиркынэ, которая по- прежнему любит Кзленкэу.
16-й эпизод. Вновь начинается праздник Солнца. Шаман предлагает всем простить друг друга и примириться, только тогда Солнце простит людей и наступит Весна. Шаману с большим трудом, но все же удается уговорить женщин-соперниц примириться и простить непутевого отца их детей.
Затем он объявляет о свадьбе Тиркынэ и Кэленкэу. Радуйтесь, люди!
В спектакле использованы фрагменты танцевального номера «Любимый танец» Екатерины РУЛЬТЫНЕУТ.