«Виврэлъэт»

Истоки

Хореографическая композиция «Виврэлъэт» появилась в репертуаре ансамбля «Эргырон» в 1992 году. Талантливый хореограф Лариса Полонская поставила ее на основе фольклорного танца чукчей, живущих в Чаунском, Чукотском, и Иультинском районах.

В специальной литературе указывается, что групповое исполнение танца было впервые записано в 1971 году в селе Амгуэма. Его показали чукчанки Гыргольнаут, Нутынеут и Рультыкымыне. Сольные варианты “Виврэльэт” исследователи записали позже: в 1973-1974 г.г. в селе Нешкан от Юргинэ и в первой оленеводческой бригаде совхоза “Энмитагино» от Кэквут.

Традиционно этот танец исполнялся женщинами в августе на тундровом оленном празднике «Кильвэй». Насыщенная программа праздника длилась несколько дней, день третий именовался «дымным». Этнограф, кандидат исторических наук Мария Жорницкая в своей монографии «Народное хореографическое искусство коренных народов северо-востока Сибири» пишет: «В «дымный день» хозяйка плотно закрывала все щели в яранге шкурами, а в очаг бросала сырые сучья и дерн. Когда яранга наполнялась дымом, хозяин и кое-кто из гостей начинали бить в бубны. Многие из участников празднества пели, сопровождая исполняемые мелодии отдельными танцевальными движениями (приседали, поворачивали корпус и голову вправо и влево и т. д.). Строго соблюдался единый ритм. Веселье продолжалось почти всю ночь. На рассвете хозяйка приподнимала шкуру, прикрывавшую вход в ярангу, и выпускала из нее дым. Традиционными жестами хозяйка как будто стряхивала с себя что-то, а хозяин мелкими ударами в бубен “выгонял” дым из яранги - совершалась церемония “изгнания духов”.

В «дымный день» и исполнялся танец «Виврэлъэт». Читаем далее в монографии М.Я. Жорницкой: «Женщины выстроились полукругом, лицом к очагу. Издавая горловые хрипящие звуки и оскалив зубы, они одновременно делали резкий хлопок руками перед собой и, слегка приседая, производили коленями мелкие вибрирующие движения. При этом одну руку, согнутую в локте, они приподнимали вверх ладонью наружу, широко растопырив пальцы, а другую отводили назад. Движения эти повторяли. Женщины пояснили нам, что они подражают движениям лап подстреленных уточек».

В сценическом варианте ансамбля «Эргырон» танец «Виврэлъэт», рожденный давным-давно где-то в самой глубинке чукотской тундры, стал хореографической композицией, исполняемой и девушками и парнями. Заметьте, что и переводится чукотское слово «виврэлъэт» как «трясучка, дрожь». Причем, в аккомпанементе композиции тоже присутствует имитация – смеха, заразительного хохота.

Танцоры «Эргырона» в «Виврэлъэт» смотрят на себя как бы  со стороны, словно играют в исполнение этого древнего танца по веселым правилам, которые сами же и придумали. Всё вместе создает на сцене юмористическую атмосферу, когда смешинка и желание подурачиться в забавной вибрации, будто бы перескакивают от человека к человеку!

Композиция «Виврэлъэт» исполняется «Эргыроном» уже почти 20 лет, но как талантливое произведение, остается молодой и доставляет истинным ценителям высокой хореографии немало удовольствия!