Государственный чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон" - официальный сайт
Рус
Eng
0
Корзина

Концерты и спектакли

Концерт
Май. 2015 год
"Каквыт"

Театральное представление, к 70-летию победы Советского народа в Великой отечественной войне.

СТАРИК И ГОРЕ

Государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» представил 1 мая на сцене Дома народного творчества Анадыря большую программу, посвящённую 70-летию Победы.

НА ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТАХ

Первая её часть – театрализованное представление «Каквыт». Это рассказ о том, как война ворвалась в жизнь стойбища в энмеленской тундре.

Руководитель отдела национальной культуры народов Севера ДНТ Елена Тевлянкау, выступившая сценаристом, так отозвалась о постановке: «Артисты „Эргырона“ прекрасно воплотили в жизнь эту историю, значительно расширили, раскрыли её первоначальный замысел, не потеряв «красной нити».

Основным мотивом стала история об энмеленском парне Кергинто, который ушёл на войну и не вернулся. Он был пулемётчиком. Только главным героем постановки стал не воин, а его отец – собирательный образ тех, кто отдал всё, что мог, ради Победы.

ВСЕ ВСТАНЕМ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ

Действие начинается с обряда Благодарения. Старейшина Каквыт говорит, что на новом месте будут новые олени, а значит, жизнь продолжается, и люди его стойбища счастливы.

Жители строят ярангу. Дети во всем помогают. Звучит смех, мужчины подтрунивают друг над другом, женщины скороговорками отвечают на шутки старейшины. А после забот – самое время для танцев.

Неожиданно Йынантонау – работница Красной яранги приносит шокирующую весть: «Началась война! Там на Большой земле горит земля, гибнут люди!»

Старейшина Каквыт принимает решение принять участие в трудовом задании «Танковая колонна от жителей Чукотки». Почти все стойбища и колхозы приняли обязательство сдавать в помощь фронту меховую одежду, мясо, жир морских животных, дикоросы.

Оставшись наедине с собой, старейшина думает вслух: «Сейчас сердце моё говорит: молодым будет нелегко, старикам ещё тяжелее, а дети будут работать наравне с взрослыми. Работы хватит всем… Мы станем единой скалой, все встанем плечом к плечу, ради родины наших предков, ради будущего наших детей, внуков и правнуков. И пусть мои мысли станут широким оленьим следом, пусть набирают силу и летят громить врагов наших».

Ежедневный труд жителей стойбища артисты передали с помощью известных танцев, посвящённых забою оленей, морской охоте, выделке шкур…

СОБИРАЙТЕ ВОИНА!

Приходит Йынантонау с новостями: «Несмотря на указ Верховного Совета Советского Союза не мобилизовать представителей коренных народов Крайнего Севера, многие уже воюют на фронте… На многих уже пришли похоронки».

Каквыт тихо произнёс: «Далеко от нас война, но там пролилась кровь наших земляков. Мой сын Кергинто встанет на место погибшего Ятгыргина, если и его убьют, на его место встанут другие мои сыновья».

Обращаясь к невестке Омрынтонау, Каквыт твёрдым голосом приказал: «Собирайте воина!»

Кергинто провожают всем стойбищем. Горестно, сердце щемит в груди у Омрынтонау, молчит, крепко стиснув зубы, отец Каквыт. Никто не плачет, нельзя показывать свою слабость…

Идёт время. В который раз перечитывает Омрынтонау единственное письмо мужа. Письмо, что читает артистка – не выдумка, именно такие слова писал домой с фронта художник-косторез Вуквол, не вернувшийся с войны в родной Уэлен: «Я видел деревню, которую мы отбили от фашистов. Остались одни печные трубы и обугленные стены. Посреди улицы виселица… Этого никогда не забыть!».

ЖИЗНЬ ПРЕРЫВАЕТСЯ И ПРОДОЛЖАЕТСЯ

И вот Йынантонау приносит похоронку на Кергинто. Сжавшись в комок, Каквыт завыл, как волк, заговорил с сыном. Горе выплакивал Каквыт тундре, потом пошёл к невестке.

Мечется Омрынтонау, обезумев от душевной боли. Обессилев, упала на руки тестя. Взял в руки ярар главный герой ударил по звучной мембране и запел. Бил в ярар Каквыт, как будто хотел выгнать горе наружу.

Но жизнь продолжается: невестка говорит Каквыту, что у неё будет ребёнок, сын. Каквыт обнял женщину: «Ты не одна теперь, ваш сын родит своего сына, и род наш никогда не исчезнет. Из одной веры куются медали за бой и медали за труд. Но есть одна великая награда – продолжать жить!».

Приходит весть о Победе. Жители стойбища обнимаются, танцуют. Каквыт, взяв за руку Омрынтонау, тоже присоединяется к всеобщему ликованию.

Зрители прониклись игрой артистов. Было видно, как многие вытирали слёзы, так хорошо показал чувства старика исполнитель главной роли Тимофей Тымневье.

Как рассказала главный балетмейстер ансамбля Юлия Тимонина, о том, что именно ему достанется эта роль, на художественном совете решили сразу и единогласно: «Зная возможности Тимофея, учитывая, что это не первый его спектакль, мы были уверены, что он прекрасно справится». И оказались совершенно правы.

Второе отделение программы произвело просто фурор. Это были номера из золотого фонда ансамбля, которые стали настоящим подарком зрителям.

"Каквыт"
Концерт
Март. 2015 год.
Весенняя сюита

Новый музыкальный спектакль. Новые идеи. Новые постановки.

Весна – начало жизни тундры, возрождение, казалось бы, безжизненного снежного простора, прилет птиц, появление потомства, изобилие рыбы и живности, практически мгновенный расцвет всего живого. Все это зритель смог увидеть за один час на сцене Анадырского ДНТ.

Танцы и песни сменялись небольшими театральными репризами и сценками в исполнении артистов ансамбля и их маленьких друзей – группы преемственности.

Пластика балета и голос вокала насколько точно передавали весенние звуки цветущей тундры, что, закрыв на мгновение глаза, можно было вмиг перенестись на птичий базар или лежбище моржей.

Слова благодарности в адрес артистов от зрителей – это самая высшая похвала нелегкого актерского труда.

Весенняя сюита
Спектакль
Декабрь. 2014 год
Прикосновение к прошлому

Повержен злой шаман, любовь ликует!

Зрители увидели на сцене Дома народного творчества сказочную историю противостояния добра и зла, щедро украшенную эффектной сменой декораций, световым шоу, специально созданными для постановки костюмами. Романтичные песни в исполнении героев прекрасно дополнил богатый видеоряд красот нашей малой Родины.

Музыкальные номера, а композитором и соавтором сценария выступил Максим Васильев, сменялись хореографическими постановками балетмейстеров Юлии Тимониной и Егора Тынарали. Режиссер постановки – Оксана Миколюк.

По сценарию, первоначальный вариант которого принадлежит Заслуженному артисту РФ Василию Кевкею, две девушки приходят на экскурсию в краеведческий музей. Главная героиня Тыне (Римма Ивтегина), рассматривая одеяние шамана, вдруг попадает в прошлое.

Жители стойбища, территории древнего рода Турылькута, принимают ее за враждебного чужака, так как девушка появляется среди них в обличии война, и нападают на нее. Ловкая и сильная Тыне побеждает их.

Как победителю ей предлагают забрать все, что она захочет. И она признается, что она девушка. Тут оказывается, что полгода назад она покорила сердце молодого Турылькута (Вадим Чавын).То есть в этом мире прошлого тоже есть девушка Тыне, но она пропала пол года назад на охоте. Мать Турылькута (Нина Меркер) ведет ее в стойбище. Конечно, все радуются ее возвращению, особенно отец Кавра (Тимофей Тымневье), который в ней души не чает.

Неподалеку живет шаман Эрвымля (Заслуженный артист РФ Николай Татато). Темные мысли захватили его душу, он захотел быть хозяином миров. Он призывает на помощь духов Воды и Огня. Злые силы нашептали ему, что Тыне надо принести им в жертву, для чего сначала надо получить ее в жены.

Отдельно хочется отметить диалог шамана и отца Тыне, когда первый уговаривает отдать девушку ему в жены. Игра Николая Татато и Тимофея Тымневье точно передала национальный колорит общения двух пожилых людей и привнесла в постановку юмора.

Шаман заставляет следить за Тыне Келевье (Егор Тынарали) – возлюбленного своей дочери Кергынав (Ольга Эттувэгыргина), обещая ему, что разрешит их свадьбу. Но юноша все рассказывает Тыне, которая для Кергынав как сестра.

Шаман вызывает людей-половинок, бездушных убийц, вместе с которыми нападает на Тыне. Главной героине приходит на помощь со своими войнами влюбленный Турылькут. Шаман пытается убить Тыне, но его дочь заслоняет собой подругу и погибает. Дух Воды, видя, что шаман обманул его, переходит на сторону обороняющихся. Появляется на сцене и дух покойной матери Тыне (Лилия Омрытагина).

Апогеем битвы становится явление Создателя, который забирает жизнь шамана и оживляет Кергынав. Сцена воскрешения была впечатляющей. Ольга Эттувэгыргина «парила» в воздухе на невидимых канатах. В массовке были задействованы детская группа преемственности «Эргырона» и хореографическая группа «БИС».

Конечно же, любая история любви со счастливым концом должна закончиться свадьбой. С чукотскими танцами, песнями, состязаниями, подарками.

А спектакль завершился возвращением Тыне в наше время. Ее подруга и смотритель музея (Ирина Романова) спрашивают у девушки, что с ней произошло: она вдруг застыла с остекленевшим взглядом. Она приходит в себя и тут замечает еще одного посетителя – как две капли воды похожего на Турылькута…

Прикосновение к прошлому
Концерт
Март. 2014 год.
Люди Севера

«Эргырон» встречает весну!

Государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» вновь спешит к своим зрителям, чтобы вместе с ними встретить весну новой программой «Люди Севера».

Концертная программа, которую подготовили артисты ансамбля, отличается от остальных необычным форматом. Она состоит из нескольких блоков, куда вошли ритуальные танцы северного народа с участием детей группы преемственности, национальные песни, зажигательные номера, посвященные Свету, Солнцу и Любви.

Люди Севера согреют жителей Анадыря своим теплом и щедро одарят хорошим настроением.

Люди Севера
Спектакль
Апрель 2006 года
Дочь пурги

Зрителей, заполнивших зал Дворца народного творчества в минувшую субботу, наверное, в очень большой степени привело сюда любопытство и любовь к именитым землякам. Чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» давал театральный спектакль «Дочь Пурги».

Как справятся артисты с поставленной задачей?

Новый проект коллектива требовал от них проявления не только хореографического, но и чисто актерского мастерства.

Режиссер-постановщик Сергей Пантелейчук определил жанр как шаманскую легенду. Эпический характер проявляется с первого эпизода. Шаман (заслуженный артист России Василий Кевкей), по сути, представляет героев легенды, беря поочередно в руки фигурки, вырезанные из клыка моржа. Одновременно возле яранги высвечиваются герои, как бы возникающие в воображении Шамана. Его тяжелые думы обращены к судьбе молодого сородича Кэленкеу (Тимофей Тымневье) и девушки Тыркынэ (Юлия Тимонина) из другого рода. Они — дети одного отца от разных женщин. Пока их связывает только дружба, которая вот-вот может перерасти в иное чувство.

Внезапно в яранге появляется давно ушедший из рода отец юноши и девушки Кэле (Дмитрий Нутэнэут). Он хочет вернуться в род, но не знает, как это сделать. Шаман совершает обряд очищения и рассказывает Кэле о ситуации, в которой оказались его дети. Возникает план помочь им преодолеть конфликт, разыграв на празднике Солнца легенду, где участниками будут все члены рода.

Такое действо разыгрывается на протяжении всего спектакля. В его основе извечная тема борьбы Добра и Зла. Злые силы в лице Пурги (Лиля Омрытагина) и ее дочери (Наталья Гайфуллина) пытаются унести Кэленкеу в царство мертвых и свое ледяное царство, где по легенде уже находится его отец. Ослепленный кажущейся любовью к Дочери Пурги, юноша чуть было не попадает во власти ее чар. Но с помощью Шамана и волшебного талисмана преодолевает все невзгоды и вместе с отцом возвращается в стойбище. Вот вкратце весь сюжет спектакля.

Актерам было, безусловно, сложно выступать в новом качестве. Даже наличие радиомикрофонов не снимало сложной задачи выразительного донесения до публики текста. Но артисты «Эрыгрона» с этой задачей справились. Спектакль состоял из 16 эпизодов, насыщенных танцами, эффектами. Перед художником-постановщиком стояла задача воспроизвести образными средствами быт чукотского стойбища, ледяное царство Пурги. В это органично влились танцевальные номера в постановке балетмейстера Филиппа Черкасова. Зрители привыкли к тому, что артисты «Эрыгрона» танцуют профессионально, но их обращение к театральному жанру, судя по отзывам, не все поняли.

На мой взгляд, поиск новых форм коллективом надо приветствовать. Это большой шаг вперед, и творческий подъем, и искания артистов. Спектакль готовился в ускоренном режиме, артистам нужно было буквально дневать и ночевать на репетициях. Отсюда, быть может, и некоторые погрешности. Но кто знает? Театр — искусство синтетическое. В нем допустимы любые формы. Возможно, это первые шаги «Эргырона» к расширению своих жанровых возможностей. Пришедшие этим вечером в ЧОДНТ зрители наградили артистов бурными аплодисментами за буквально завораживающее действо.

По окончании спектакля постановщики вышли на сцену и по очереди обратились к артистам и зрителям.

- Я хочу выразить свое восхищение людьми, которые в этих суровых условиях не только выживают, но и творят, — сказал режиссер — постановщик Сергей Пантелейчук. — Только благодаря им стала возможной такая постановка.

- Вы очень самоотверженные люди, — обратился к артистам балетмейстер Филипп Черкасов. — Спасибо вам за работу.

Приятно, что переполненный зал на различных концертах и спектаклях в окружной столице становится нормой, а спектакль можно считать новым вкладом в возрождение и развитие театрального жанра на Чукотке.

Краткое содержание спектакля «Дочь Пурги».

1-й эпизод. Шаман погружен в тяжкие думы о судьбах своего молодого сородича и девушки из другого рода. Хоть они из разных родов, но у них один отец. Юношу и девушку связывает дружба, которая вот-вот может перерасти в иное чувство. Об этих переменах молодые люди даже не догадываются.

2-й эпизод. Вдруг в яранге Шамана появляется очень давно ушедший из рода мужчина. Это Кэле — отец юноши и девушки. Он хочет снова вернуться в род и ждет приговора Шамана. Шаман совершает обряд очищения и рассказывает Кэле о ситуации, в которой оказались его дети. Шаман берется помочь разрешить конфликт. Он предлагает разыграть на празднике Солнца древнюю легенду, и в этой игре примут участие все члены рода.

3-й эпизод. Начинается праздник. Собравшиеся сородичи, словно соревнуются друг с другом в танце. Неожиданно врываются матери юноши и девушки и выдергивают своих детей из круга танцующих. С большим трудом, только пригрозив наказанием, Шаман сумел остановить свару. После «обряда камлания» он объявляет: чтобы предотвратить последствия свары, нужно разыграть легенду о Дочери Пурги. Кэле раздает маски.

4-й эпизод. Шаман начинает игру. Под ритмические удары чукотского бубна-ярара, создающие особое настроение и задающие ритм, Шаман посвящает зрителей и участников игры в сюжет легенды.

5-й эпизод. Тундра. Юноша Кэленкэу пришел в условленное место, чтобы опять повстречаться с Дочерью Пурги — чаровницей колдовской красоты. Она является на его зов в сопровождении свиты из ветров со всех четырех сторон света.

6-й эпизод. Дочь Пурги обещает зачарованному юноше забрать его с собой в волшебную страну. А до той поры усыпляет и замораживает Кэленкэу, но при этом не может рассчитать силу своих заклинаний.

7-й эпизод. Появляется странное и страшное существо — Мать Пурга. Она хочет вразумить и остановить дочь. Но своенравная и самовлюбленная девица не уступает матери. Убеждает Дочь Пурги лишь напоминание о том, как опасно тепло Солнца для красоты принцессы стужи. Бросив замерзшего Кэленкэу посреди тундры, Пурга и ее дочь улетают.

8-й эпизод. В Тиркынэ (сводной сестре Кэленкэу) просыпается любовь. Она идет в тундру искать названного брата. Обнаружив неподвижное тело, Тиркынэ отгоняет от него бесов-келетов силою танца и гримасами-заклинаниями, а затем пробуждает юношу. Однако всеми помыслами Кэленкэу завладела Дочь Пурги.

9-й эпизод. Кзленкэу спит в яранге своей матери Айнайт. Приходит Шаман и будит юношу. С помощью волшебного ярара Шаман открывает юноше истинные намерения Дочери Пурги и тайну исчезновения его отца — он также заморожен Дочерью Пурги.

Парень решает спасти отца. Шаман не в силах остановить порыв юного сердца. Он дает Кэленкэу амулет — кожаный нож. Появляется Тиркынэ и тоже пытается остановить возлюбленного, но ее просьбы приводят лишь к ссоре. Кэленкэу уходит.

10-й эпизод. Кэленкэу вновь призывает Дочь Пурги. Ледяная принцесса, не взирая на предупреждения матери, уносит юношу в свое царство холода.

11-й эпизод. Морозно-снежное царство Пурги. Его главное украшение — ледяная статуя отца Кэленкэу. Дочь Пурги безуспешно пытается заморозить и отважного парня, но его охраняет амулет. Разъяренная хозяйка ледяной страны зовет на помощь своих слуг.

12-й эпизод. Танец смерти. Дочь Пурги колдует, ворожит, изо всех сил ей помогают ее прислужники бесы-келеты и подневольные ветры, но все усилия ледяной армии тщетны. Кэленкэу остается невредим.

13-й эпизод. Дочь Пурги выбилась из сил, ей приходится отступить. Она исчезает, пригрозив позвать на помощь Мать-Пургу.

14-й эпизод. С помощью своего волшебного амулета Кэленкэу спасет отца, который просидел замороженным 18 лет. Но все его мысли, по-прежнему, занимает лишь Дочь Пурги. Она легка на помине и появляется вместе с Матерью Пургой. В этой последней битве Кэленкэу жертвует собой, стиснув Дочь Пурги в своих объятиях: он знает, что тепло человеческого тела для нее губительно. Кэленкэу тоже мог бы погибнуть, но его опять защищает амулет, вовремя подхваченный его отцом. Бесы- келеты уносят побежденную ледяную принцессу.

15-й эпизод. Спасенный из ледяного плена отец мгновенно стареет, внезапно наваливаются болезни, он теряет силы и не может больше идти. Кэленкэу напоминает ему о тех, кто его ждет и вручает амулет. И вновь волшебный предмет помогает нашим героям. К отцу возвращаются силы. Радуясь спасению, отец и сын, незаметно для самих себя оказываются возле родных яранг. Их встречают Айнайт, Шаман и Тиркынэ, которая по- прежнему любит Кзленкэу.

16-й эпизод. Вновь начинается праздник Солнца. Шаман предлагает всем простить друг друга и примириться, только тогда Солнце простит людей и наступит Весна. Шаману с большим трудом, но все же удается уговорить женщин-соперниц примириться и простить непутевого отца их детей.

Затем он объявляет о свадьбе Тиркынэ и Кэленкэу. Радуйтесь, люди!

В спектакле использованы фрагменты танцевального номера «Любимый танец» Екатерины РУЛЬТЫНЕУТ.

Дочь пурги
8 (924) 666-24-34
Директор, Цвигун Виктор Павлович
689000, Чукотский АО г.Анадырь ул.Отке, 50a
Система управления сайтом Host CMS